Информационный медицинский портал

Нельзя врачевать тело, не врачуя души

ИСТОРИЯ МАММОЛОГИИ. ЧАСТЬ II. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД


Продолжаются исторические дебаты относительно начала и окончания Средневековья. Однако в Европейской истории этот период можно рассматривать между падением Рима и началом эпохи Возрождения (Ренессанса). Доктрина четырех «соков», которая сформировалась на основе медицины Гиппократа и была наделена авторитетом Галена, правила аспектами медицинского мышления на всем протяжении Средних веков и даже дольше. Это прослеживается сквозь Христианские, Еврейские и Арабские традиции.


Христианство. С христианской точки зрения медицина Средних веков сохранялась благодаря монахам и церковным служителям, которые составляли образованный класс. Почти с начала христианской монашеской жизни некоторые монахи брали на себя ответственность заботы за больными собратьями, но с основанием Монастыря на Монте Кассино (Monte Cassino) в центральной Италии Святым Бенедиктом (Saint Benedict) в 529 году, появился интерес к медицине в разрозненных монастырях Римской Церкви. В Монте Кассино одобрялось обучение медицине и практика в ней, наравне с переписыванием и сохранением древних рукописей. Это порождало много спутников по всему христианскому миру, в котором монахи, по примеру их святого основателя, лечили больных и копировали медицинские рукописи. Монастырские школы получают распространение в Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Швейцарии и на большинстве Европейского континента. К сожалению, их библиотеки содержали только несколько текстов, преимущественно части писаний Гиппократа, Галена, Цельса и Диоскоридеса (Dioscorides). Последнее имя принадлежало греческому военному хирургу, состоявшему на службе у Нерона (Neron, римский император с 54 по 68 гг. н. э), приблизительно в 60 г. н.э. и которому принадлежит трактат о лекарственных материях. Кроме того, вера в тексты была вторична в сравнении с молитвами, реликтами святых, амулетами и верой в сверхъестественное. Церковь возвела, почти для каждой болезни одного или нескольких святых. Святой покровительницей для рака молочной железы была Святая Агата. Она была мученицей в Сицилии, в середине третьего столетия, когда обе ее молочные железы были отрезаны с помощью железных ножниц, из-за нежелания потакать ухаживаниям губернатора Квинтиамуса (Quintiamus). В день Святой Агаты на подносе выносят две буханки хлеба, символизирующие ее молочные железы.

В монастыре Святого Хильдегарда (Saint Hildegarde) в Бингене (Bingen) трудилась Фисика (Physica, 1098-1180 гг.). Это была первая женщина, которая писала о медицине в немецких странах. Частично на латинском, частично на немецком она описала лекарственные растения с предписаниями для различных заболеваний. Ее работы показывают глубокие познания, но ничего не добавляли значимого для медицинского прогресса.

Совет Реймса (1131 г.) запретил монахам и духовенству практиковаться в медицине. С того времени медицинским учением и практикой в большей степени занимаются дилетанты. Ранее, некоторое время, в девятом столетии, в Салерно (Salerno), на юге Италии, развивалась любительская медицинская школа. Она стала известной не только благодаря медицинским учениям, но и за непосредственную работу с больными у кровати. Кафедральные школы, хотя и находились в церковных руках, пользовались большей свободой, чем монастыри, часто обменивались опытом и взаимодействовали с крупными городами. Дальнейший рост городов в XI и XII столетиях вел к повышению роли университетов, которые и сыграли главную роль в уходе медицины из-под монастырского влияния.

Еврейская медицина. Еврейские врачи были активны в Салерно с момента его основания в IX веке. Они достигли большого признания не только в искусстве исцеления, но также добились и значительных литературных успехов. Несмотря на периодические гонения со стороны церкви и государства, к их услугам часто прибегали священники, короли и дворяне. Во времена, когда отравление врагов и конкурентов было распространено, евреев считали самыми безопасными медицинскими консультантами. Арабские правители и египетские калифы также предпочитали еврейских врачей, чем своих мусульманских докторов, которые использовали магию и астрологию в лечении заболеваний.

В эпоху толеранства мавров Испании и ранних христианских правителей Испании и Португалии, евреи стали лидерами в медицинской профессии. Самым выдающимся из них был Моисей Маимонидес (Moses Maimonides, 1135-1204). Он родился в Кордове (Cordova) в Испании, обучился медицине в Каире и стал врачом у Саладина (Saladin), султана Египта. В дополнение к своему основному собственному трактату -«Книга советов», он перевел с арабского языка на иврит Канон Авиценны (980-1037), в котором собраны основы и уклад медицины средних веков. Маимонидес также собрал коллекцию афоризмов Гиппократа и Галена. Он был осторожен в назначении лекарств и назначал их только при необходимости, давая шанс природе вылечить тривиальные заболевания. Его смерть одинаково оплакивали Арабы, Евреи и Христиане.

Еврейские врачи оставались знаменитыми в Испании под Западным Халифатом пока они не были высланы из страны в 1492 году. Школа Салерно эксплуатировала их как преподавателей, пока не выросли таланты, обходившиеся без них. Евреи были изгнаны также и из южной Франции. Это происходило до начала современного индустриального движения, когда они снова станут получать гражданство по всей Европе и им будет дарована возможность работать в университетах, что еще раз освободит их блестящий медицинский талант.

Арабская медицина. Западное (индустриальное) общество должно быть обязано арабским ученым и врачам, которые оценили и сохранили учения и писания их греческих предшественников. Без вмешательства арабов рукописи вышеупомянутых греческих врачей, возможно, могли быть потеряны. В средневековье широко использовался арабский язык, хотя истинные арабы внесли небольшой вклад в развитие медицины того времени. Некоторые медицинские авторы, считающиеся арабскими, имели  разнообразное происхождение: еврейское, персидское, сирийское. Из-за того, что они использовали арабский язык, мусульмане с большим рвением сделали переводы греческих авторов, и Багдад, стал центром их исследований. Одна библиотека в Кордове насчитывала 600 тыс. рукописей, другая – в Каире, имела 18 комнат, заполненных книгами. Татары, совершившие набег на библиотеку в Багдаде в 1260 году, побросали книги в реку.

Разес (Rhazes, 860-932), один из великих арабских врачей, приветствовал удаление рака молочной железы только в том случае, когда опухоль могла быть полностью удалена, а подлежащая ткань прижжена. Изучая предыдущие записи и на основании собственного опыта, он предупреждал, что удаление рака молочной железы может привести к изъязвлению.

Хали бен Аббас (Haly ben Abbas), персидский врач, умерший в 994 году, автор энциклопедической работы о медицине и хирургии «Королевская книга», основанной на идеях Разеса и греческих источниках. Он рекомендовал удаление рака молочной железы с использованием кровопускания для удаления меланхолической жидкости. В течение многих столетий широко полагалось, что различные формы меланхолии предрасполагают к раку. Он не перевязывал артерии и не упоминает о прижигании.

Авиценна (Avicenna, 980-1037) был приемником Хали Бен Аббаса и известен как «Король врачей». Он был главным врачом в больнице в Багдаде и автором канона, который оставался авторитетным в течение четырех столетий. Для наружных форм рака он рекомендовал молочную диету и удаление с прижиганием.

Альбукассис (Albucassis, 1013-1106) родился в Испании, написал объемный трактат из трех книг «Коллекция», который стал ведущим учебником по хирургии на протяжении последующих двух столетий. Он соглашался, что маленькие опухоли, при которых грудь могла быть полностью удалена, целесообразно удалять, но ему никогда не удавалось излечивать такие случаи. Крупные арабские больницы располагались в Багдаде, Дамаске и Каире. Медицине обучались в этих больницах или в академиях. Акцент делался на клинической медицине с пренебрежением к анатомии и хирургии. Во всех культурах средневековья под хирургией понималось использование ножа и прижигания как изолированно, так и в комбинации. Невежество, ужас и низкие результаты использования хирургии как молочной железы, так и других заболеваний могли вполне поместить ярлык «Темных веков» на этот период. За исключением нескольких эрудированных хирургов, типа выше упомянутых, хирургией занимались парикмахеры и люди низкого интеллекта с фактически отсутствующим образованием. Такая ситуация продолжалась до рассвета Ренессанса.



Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 


Новости 1 - 20 из 159
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 | След. | Конец Все